06 Июля 2016
20790

«Уберизация» против сарафанного радио

Уберизация продолжает захватывать рынки. Все началось в 2009 году со службы такси, а теперь свой «убер» можно найти почти в любой сфере услуг: в поисках билетов, в доставке еды, в ремонте и даже в образовании. Заказчики очень быстро втянулись в новый формат потребления услуг. А вот с исполнителями в российском сегменте иногда возникают проблемы.

Достаточно большое количество специалистов до сих пор стараются избегать посредников. Они не хотят платить агрегаторам проценты и предпочитают работать через сарафанное радио или доски объявлений. Мы поговорили с крупнейшими онлайн-сервисами – Aviasales, Upstudy, YouDo, Delivery Club – чтобы узнать, насколько привычка находить специалиста через сарафанное радио тормозит развитие сферы? Придут ли когда-нибудь эти люди в агрегаторы? И что сервисы предлагают специалистам, чтобы привлечь их на свою сторону?

YouDo.com — онлайн-сервис бытовых услуг

Денис Кутергин, сооснователь YouDo.com: «В России процесс вовлечения специалистов в работу с агрегаторами действительно идет медленнее, чем на западе. Однако если сравнивать с тем, что было хотя бы 5 лет назад, то сейчас люди все активнее начинают пользоваться онлайн-сервисами.

По оценкам исследований, в США более 34% работоспособных американцев уже сегодня подрабатывают на фрилансе. В России ситуация движется в том же направлении. Специалисты ищут площадки для заработка и приходят к нам. Главным образом потому, что у нас много заказчиков. А где покупатель, там и продавец. Почему это удобно заказчикам понятно: перед ними каталог проверенных специалистов, у каждого есть отзывы и примеры работ.

Но и для исполнителей мы создаем условия для удобной работы:

1) Все задания проходят модерацию. Неадекватные задания, незаконные сделки закрываются.

2) После прохождения верификации каждый исполнитель может быстро создать на сайте развернутое портфолио с примерами работ, с фото и видео.

3) Мы активно призываем заказчиков оставлять отзывы. А когда у специалиста есть отзывы – уровень доверия к нему растет. Это особенно важно при выполнении личных задач, которые подразумевают нахождение в квартире или перевозку ценных вещей.

4) При возникновении спорных вопросов служба поддержки помогает их решать.

Схема: как работает YouDo.Com?

Раньше исполнители платили комиссию с каждого выполненного задания. С февраля 2016 года портал тестирует новую модель: теперь исполнители платят фиксированную сумму за возможность оставить заказчику предложение (по такой системе успешно развивается самый крупный американский агрегатор услуг – Thumbtack.com). Это позволяет исполнителю напрямую быстро коммуницировать с заказчиком и обсуждать все необходимые детали.

Upstudy.ru – онлайн-сервис подбора преподавателей

Еще недавно люди нанимали репетиторов только по совету знакомых или искали через объявления в газетах и на подъездах. Сервис-агрегатор по подбору репетиторов Upstudy.ru запустился в 2014 году и показывает стремительный рост. Сейчас на сайте зарегистрировано почти 22 тысячи преподавателей. Однако, как рассказал нам основатель Upstudy Иван Иванов, главным способом искать учителя до сих пор остается сарафанное радио:

«Мы проводили опрос среди учеников, спрашивали, как они ищут преподавателей, и один из самых частых ответов был «через знакомых». По разным оценкам, порядка 30% выпускников сейчас ищут репетиторов для подготовки к ЕГЭ через интернет, все остальные – другими способами. Но эта тенденция постепенно меняется, наш сайт тому подтверждение. Люди пользуются тем, что им удобно. Когда у преподавателя есть рейтинг, отзывы, выложен скан диплома – сразу видно, что ему можно доверять.

Другая проблема – не все преподаватели готовы платить сервисам комиссию за подбор учеников. Но по нашим наблюдениям, такой стереотип сохраняется только на начальном этапе работы. К доскам объявлений в интернете прибегают главным образом новички. Они считают, что так экономят, ведь размещение там бесплатное. Но постепенно они сталкиваются с целым рядом проблем. На досках объявлений нет никаких фильтров: вам может звонить кто угодно и о чем угодно просить. Например, снизить цену, или вообще настаивать на том, что первое «пробное» занятие должно быть бесплатно. Когда преподавателю надоедает тратить свое время на «торги» и самостоятельное решение спорных вопросов, он уходит в удобные специализированные сервисы-агрегаторы.

К тому же, это элементарный вопрос имиджа. Если ты профессионал, где ты захочешь видеть свою анкету: среди таких же профессионалов или среди б/у диванов?».

Схема: как работает Upstudy.ru?

Сервис бесплатный для заказчиков. Зарабатывает на комиссии, которую преподаватель платит с первого проведенного занятия. При заказе полного курса (4 и более занятий) репетитор оплачивает стоимость одного полного первого занятия. Если занятий заказано меньше или курс обрывается, репетитор платит не более 25% от совокупного дохода.

Какие удобства получает преподаватель, если начинает сотрудничать с онлайн-сервисом?
Сервисы решают сразу несколько задач:

1) Репетитору необязательно ждать, пока его выберет кто-то из учеников. Он может сам просматривать список заказов, поступивших на сайт и откликаться на них. К тому же сервис-служба периодически самостоятельно предлагает конкретного педагога на поступившие заявки.

2) Фильтрация заказов отсекает аудиторию, неподходящую по цене или по профилю специалиста. Например, если репетитору интересно заниматься только со старшеклассниками, он специализируется на подготовке к ЕГЭ, консультанты не станут предлагать такому педагогу детей младших классов. Сбивать цену здесь тоже никто не будет.

3) Репетитор получает заказ в уже готовом, сформированном и понятном виде, что экономит его время. При поступлении заявки консультанты детально уточняют профиль заказа, пожелания клиента, его финансовые возможности, «подготавливают» и правильно информируют ученика. В итоге преподавателю не придется объяснять ребенку и его родителям, что подготовиться к ЕГЭ за 1 занятие в неделю – не реально, для этого потребуются двухчасовые занятия 2-3 в неделю.

4) Все приличные сервисы имеют систему рейтинга и отзывов. Активно работая с ними, преподаватель может повышать свое положение в поисковых системах, показывать потенциальным клиентам положительные отзывы и тем самым привлекать новых учеников.

5) Реклама и продвижение за счет площадки. Сервисы тратят миллионы рублей на рекламу в метро, в интернете и по телевидению. Реклама привлекает заказчиков, а исполнители получают этих заказчиков безо всяких усилий со своей стороны.

Как агрегаторы привлекают коммерческие компании

С онлайн-агрегаторами сотрудничают не только частники и фрилансеры. Серьезный бизнес тоже активно вовлечен во всеобщую «уберизацию»: крупные авиакомпании продают через агрегаторы билеты, рестораны находят через них новых клиентов. Почему они готовы делиться выручкой с поисковыми сервисами?

Янис Дзенис, PR-директор Aviasales.ru: «Для агентов, которые дают нам свои предложения и цены, Aviasales – это прекрасный источник трафика. Причем, мы приносим им мотивированный трафик от человека, который пришел уже за покупкой. Это получается дешевле, чем многие другие способы привлечения клиентов: контекстная реклама, интеграция к блогерам, баннерная реклама.

Когда агентство или билетная касса размещает свою ссылку, допустим, у блогера, не факт, что читатель этого блогера собирается куда-то лететь. Он пришел почитать про закаты и рассветы в Крыму, билет ему абсолютно не нужен. А у нас он конкретно хочет лететь – у него уже чешется, как срочно ему нужен билет из Москвы в Симферополь».

Схема: как работает Aviasales.ru?

Пользователь не платит ничего, для него цена билета, купленного напрямую или через агрегатор одна и та же. Продавец же платит Aviasales комиссию за каждый проданный билет. Существуют две различные схемы: процент или фиксированная стоимость.

Елена Егельская, PR-менеджер Delivery Club, агрегатора по доставке еды: «К нашей системе на данный момент подключено уже более тысячи ресторанов. Ежемесячно каждый ресторан платит комиссию от суммы, полученной через наш сервис заказов. Комиссия у каждого ресторана индивидуальная, согласно объёму обрабатываемых заказов и раскрученности бренда. С нашей помощью рестораны обеспечивают себе дополнительный приток клиентов. А так же посредством Delivery Club могут проводить различные маркетинговые мероприятия».

В какую сторону развиваются сервисы

Если бы один маленький агрегатор можно было спросить: «Кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь?», он наверняка ответил бы вам: «Всем!». Успешные агрегаторы стараются закрыть в своей нише как можно больше позиций, необходимых пользователю. Delivery Club, который раньше возил только готовую еду, теперь может привезти и продукты. Aviasales, который 6 лет искал только авиабилеты, два года назад начал искать еще и отели, страховку и аренду машин.

В таком же направлении движется и портал Upstudy.ru. В этом месяце на сайте помимо частных преподавателей появились курсы и тренинги, учебные центры. Иван Иванов, основатель сервиса:

«Мы начали сотрудничать с курсами, чтобы расширить возможности пользователей. Допустим, у нас есть преподаватель-программист, который может научить 3d-моделированию, но он не может выдать диплом, а учебный центр – сможет. Таким образом, теперь с помощью Upstudy можно будет не только найти наставника, но и получить специальность.

Плюс новый раздел развивает коммуникацию внутри портала – учебные центры могут общаться с частными преподавателями и предлагать им работу.

А если смотреть еще дальше в будущее, на сайте должен появиться раздел с дополнительным образованием за рубежом. Мы хотим, чтобы наш сервис стал универсальным навигатором по образованию. Чтобы каждый, кто хочет развиваться и учиться, мог прийти на Upstudy и найти здесь то, что ему нужно: от персонального тренера по бегу до престижного иностранного института».

Подведем итог

Привычка русского человека искать специалистов через знакомых действительно немного притормаживает развитие онлайн-сервисов. Но агрегаторы знают свое дело и с каждым днем внедряют все больше услуг для привлечения специалистов.

Несмотря на то, что исполнителям приходится платить небольшой процент со своего дохода, работать с агрегаторами получается выгодней, удобней и престижней, чем через доски объявлений.

К тому же агрегаторы расширяются: ищут по новым категориям, по новым институтам и организациям. Если все и дальше пойдет в том же духе, у сарафанного радио не останется на победу никаких шансов.

Источник

Комментариев пока нет

Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Нам всегда интересно, как состоявшиеся профессионалы мыслят, совмещают бесконечный поток дел и личную жизнь, находят время на отдых и относятся к конкуренции. В этот раз мы поговорили с наставником Фонда, основателем международного образовательного сервиса Upstudy Иваном Ивановым.
Мы продолжаем цикл статей, посвященных сервисам, которые упрощают твою жизнь. Какие-то из них могут показаться тебе абсолютно бесполезными, а другие заставят задуматься, мол, почему я сам не додумался.
Рейтинг@Mail.ru